С игрой Contra Force у меня давние счеты: помнится, как-то мама была проездом в Москве и там с рук у какой-то бабки купила новую приставку Денди, а заодно и картридж Contra Force (бабка куда-то задевала стандартную в таких случаях многоигровку), так что это моя первая игра на NES, да и первая игра вообще. Для меня было лишь делом времени сделать достойный перевод этой игры. Такой, каким он должен быть. Конечно, текста мало, и нет никаких сложностей с нахождением шрифта, но сама игра, оказывается, не так проста для изменения: ярчайший пример - экран GAME OVER. Казалось бы, простой черный экран, а как много извращений с точки зрения вывода тайлов на экран можно обнаружить в нем. Даже у продвинутого переводчика изменение длины строки здесь заняло бы немало времени. Не буду утомлять вас техническими подробностями - можно написать документ на эту тему (если будут желающие его прочитать ;)). Во всех чужих переводах Contra Force, которые я видел, никто не справился даже с простейшим RLE, который организован на вывод имен игроков (как, впрочем, и всех тайловых карт), вот почему везде имя 'IRON' переводится как 'АРОН', 'АИРН' и т.д. Много еще примеров можно привести, но зачем? Игре был нужен всего лишь грамотный перевод, и я надеюсь, что он у меня получился =) Дело не только в переводе. Как настоящему фанату мне хотелось местами улучшить игру. Так, например, в игре существует реальный прокол программистов: если в прыжке нажать на паузу, а потом сразу после выхода из нее нажать опять на прыжок, то можно отталкиваться от воздуха! Это сильно помогало проходить третий уровень на стройке =) Теперь чтобы не мучиться с паузой можно применить Game Genie код:XVKZULSV (поддержка Game Genie есть в любом приличном эмуляторе). Игрок будет летать, пока не отпустишь кнопку. Одним из недостатков Contra Force (ИМХО) является отсутствие читов. Чуть позднее оригинальной игры выходит ее хак от наших желтых китайских друзей - Super Contra 6. В ней изменены спрайты героев и их портреты, но что более занимательно - добавлен чит: нажимаешь Start+Up, получаешь 17 жизней (на самом деле бесконечное число). Кстати, в Нижнем, поначалу продавалась лишь Super Contra 6, и где-то к году 95-му появился оригинал. Поэтому я дико жалел, что в нормальной игре нет чита. В любом случае, он бы не помешал. Итак, теперь он есть! =) Особенностью чита является то, что, как только жизни доходят до 10, вместо десятков начинают появляться всякие значки, поэтому не стоит пугаться числа жизней, например, !6. То же самое я наблюдал на реальной приставке, и, похоже, это нельзя исправить. ____________________________________________________________ ОРУЖИЕ: ________ П - Пистолет Стандартное оружие, стреляет недалеко ПГ - Противопехотная Граната Незаменимая вещь, когда враг прячется за преградой. ПМ - Пулемет Огромная скорострельность. Дальнобойность - между пистолетом и винтовкой. В - Винтовка Имеет наивысшую дальнобойность. ТР - Тепловая Ракета Преследует врага даже сквозь ловушки. Взрывается только при контакте. ОМ - ОгнеМет Оружие ближнего боя - может поджарить нескольких врагов с одного выстрела. Б - Базука Легкое, бронебойное индивидуальное оружие. ЧБ - Часовая Бомба Длительная задержка. ЧМ - Часовая Мина Небольшая задержка. ТО - ТурбоОружие Позволяет увеличить скорострельность. АП - Атака в Прыжке Дает спецзащиту при прыжке. ____________________________ НЕСКОЛЬКО МАЛЕНЬКИХ ДЕТАЛЕК, С КОТОРЫМИ РАЗРАБОТЧИКИ РЕАЛЬНО ОШИБЛИСЬ: ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦ: У меня одного складывается впечатления, что Смит ширнулся перед операцией?! Неважно где вы его видите: на экране выбора игрока или в эпилоге - он всегда улыбается. ВСЕГДА. Если это не наркотики, тогда он очень любит свою работу. А может виной всему пластическая хирургия? ОРУЖИЕ БИНСА: Нос Айрона не единственная вещь, которая выглядит неестественно красной. Магнум Бинса почти такой же, как и у его товарищей, только у него одна особенность (или баг) - если он целится вверх на уровнях с видом сбоку, то пушка становится красной! УРОКИ ПЛАВАНИЯ: И почему это падение в воду сразу же убивает героя? Они могли бы попробовать выплыть на берег и опять действовать. Можно было бы выкинуть оружие, чтобы немного облегчить вес. Но как же так? Смерть от падения в чистую, не ржавую, безалкогольную жидкость? И это еще коммандос, которые взрывают корабли, самолеты, убивают боссов вдвое выше себя! Тут возникает вопрос: почему все главари такие... хм... крупные. Дело явно не обошлось без радиации. СТРЕЛЬБА В САМОЛЕТЕ: Все эти выстрелы в лайнерах на 4-м уровне не укладываются ни в какие ворота. Только задумайтесь: единственная трещина в корпусе приведет к декомпрессии салона, и все тела сразу вылетят в тропосферу. Но этого не происходит, т.к. все элементы салона остаются на своих местах, даже когда герои взрывают входную дверь, чтобы попасть в самолет. Плюс температура на крыле самолета должна быть не выше -50 по Цельсию, а Бернс ходит по фюзеляжу в своей легкомысленной безрукавочке. И потом: что это за пилоты - психи, которые, будучи на стороне злых дядек, самоубийственно приближаются друг к другу и стараются коснуться крыльями, чтобы помочь своим же врагам. Кстати, судя по содержимому кабины пилотов, они вообще давно выпрыгнули. ПИЛОТ ВЕРТОЛЕТА: Похоже, что пилот вертолета в CF родственник того, что был в Contra 4 с Genesis. Они оба являются в самый подходящий момент, чтобы забрать наших героев. Если они и вправду состоят в родственных связях, то, наверное, это у них по наследству передалось. ПРИЗЫ: Интересно также, почему это кейс с деталями оружия должен быть спрятан в стене, или в бочке, или в трубе, или в компьютере на подлодке? Я, конечно, понимаю, что игра не обязательно должна быть реалистичной, но это уже чересчур. -------------------------------------------------------- История версий: -1.0 Final: отлаженная и протестированная версия. -1.1: по многочисленным просьбам, постоянно вшитый чит с бесконечным прыжком заменён на GG код. -1.11: поправлено непереведенное слово 'dead' при игре вдвоём. Спасибо Nikita600! -------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------- Спасибо Coregon'у за шрифты и Djinn'у за Круптар =) А также Faididi (faididi@hotmail.com) за его классный FAQ -------------------------------------------------------- По всем вопросам и предложениям обращаться: Griever@rambler.ru